Развитие речи у ребёнка в два года

Раздел: От года до трех
Дата публикации: 11.03.2015
Просмотров: 1686



Речь – это важное средство коммуникации. Это способ самовыражения и возможность избежать одиночества. Речь – это искусство и перспектива, отдельная сфера и большая общность. Чем развитее этот навык у двухлетнего ребенка, тем большими инструментами для познания мира и взаимодействия с ним он обладает. Уровень речевого развития часто отражает развитие мышления и прочих умственных процессов.

Проблемы в речевом развитии возникают по разным причинам. Иногда это врожденные физиологические дисфункции, иногда задержки в развитии, а иногда просто отсутствие мотивации к общению. В любом случае развивать этот навык грамотно крайне важно и очень полезно.

«Чистоговорящие» к двум годам дети быстрее усваивают остальные навыки, более глубоко совершенствуют свой интеллект, достигают хороших результатов в дальнейшей учебе. Каждому родителю под силу самостоятельно развить речевые умения ребенка. Для этого не обязательно владеть сложными педагогическими методиками. Существуют несложные способы развития речи от рождения и дальше.

Простые способы развития речи у двухлетних малышей



Применяя элементарные упражнения и действия для речевого развития ежедневно можно добиться успеха, и исправить несложную речевую задержку за пару месяцев. Попробуем структурно описать эти действия:

1. Чтение. Можно сказать, что необходимо много читать ребенку. В вечерний ритуал отхода ко сну обязательно стоит включить чтение пары сказок, чередуемое по дням с разбором энциклопедии. Важно отыскать такие книги, которые по-настоящему заинтересуют вашего ребенка, найти максимальную сферу его интересов. И пусть для этого придется сменить целую библиотеку, подобные действия четко направлены на результат. Прочитанное необходимо попытаться обсудить. Даже если малыш молчит, ваш вопросительный тон и взгляд рано или поздно побудят его к ответу.

2. Вопросы. В повседневной жизни необходимо много общаться со своим малышом. Часто родителям кажется, что их дети ничего не понимают и общение бессмысленно. Но это заблуждение. Причем, довольно опасное. Если с ребенком мало общались в младенчестве, то задержка речевого развития ему обеспечена. Задавая ребенка искренние повседневные и несложные вопросы можно хорошо замотивировать его и дождаться ответа. Малыш поймет, что его мнением интересуются, и пояснит свою позицию. Даже младенцы обладают эмпатией (особой чувствительностью) и способны почувствовать эмоции взрослого человека, а двухлетние дети, даже когда не говорят, воспринимают практически всю информацию правильно.

3. Минимизировать язык жестов. Некоторым детям в возрасте двух лет говорить не зачем. Одна девочка обладала настолько живой мимикой лица и тела, что ее родные понимали ее без слов до пяти лет. Она была очень умной, но говорить не видела смысла. И лишь столкнувшись с большим количеством посторонних, и плохо понимающих ее людей (участие в фестивале), она заговорила. Так что стоит прикинуться слепым для всякого указывания пальчиком и надувания губок. Это будет еще одним побудительным мотивом к разговору.

4. Петь песни. Петь очень полезно. Это своеобразное упражнение для правильного воспроизведения звуков. Кстати, буквы также стоит начинать учить именно с их звуковой составляющей. А само обозначение букв выучить потом.

5. Называть предметы. В повседневной жизни много интересного. Нужно четко и живо называть разные бытовые предметы, животных в зоопарке, экспонаты на выставке. Успех мотивирования заключен в играх интересов. Если ребенку интересно, то обучение будет происходить быстро и продуктивно. Стоит найти и изучить сферу интересов своего малыша. Один мальчик очень любил плавать, но не любил заниматься. Его мама выучила с ним алфавит в бассейне, когда тот нырял за ламинированными карточками.

Существуют и профессиональные методики речевого развития. Системы Зайцева, Домена, Монтессори. Но прежде чем прибегнуть к ним можно попробовать решить проблему самостоятельно. Это работает, если ребенку не требуется хирургического вмешательства в речевой аппарат, его умственное развитие в норме, и нет нарушений психического характера. В сложных случаях помощь окажут логопеды и психологи.

Еще необходимо развивать мышцы ребенка. От их крепости зависит и правильность произношения, и легкость общения. Есть небольшие комплексы упражнений, направленные на укрепление ротовых составляющих. Общее положительное воздействие окажут занятия любым видом спорта. Особенно хороши бассейн, конный спорт, танцы. Командный вид деятельности для «неговорящего» ребенка послужит дополнительной мотивацией к началу разговора. Все вышеперечисленное действует комплексно и с учетом особенностей характера малыша.