Гендерное воспитание дошкольников

-

Гендерное воспитание дошкольников

Актуальной задачей педагогической работы по-прежнему остается проблема воспитания и обучения дошкольников. Социальные изменения привели к тому, что современное общество перевернулось в обратную сторону в плане стереотипов поведения, осуществилось смешение половых ролей. Это привело к феминизации мужчин и серьезному омужествлению женщин. Сейчас уже не так сильно осуждается курение и сквернословие у представительниц «прекрасного» пола.

В нынешнее время стираются границы между мужскими и женскими профессиями, многие женщины стали занимать лидирующие позиции среди мужчин. В браке происходит то же самое: мужчины из разряда «добытчиков» перекочевывают в класс «потребителей», а вся деятельность по воспитанию детей ложится на женские плечи.

Благодаря этим изменениям внутренние психологические позиции у детей тоже претерпевают серьезные изменения. Получается, что девочки становятся более агрессивными, а мальчики приобретают женские черты поведения. Наблюдения за девочками из старших групп показывают, что они лишены всяческой скромности, терпения, нежности и они оказываются не в состоянии мирно разрешать конфликты. А с мальчиками картина наблюдается еще плачевнее: они не в состоянии постоять за себя, лишены эмоциональной устойчивости, физически слабо развиты и они потеряли всяческую культуру поведения по отношению к девушкам.
В процессе трудовой деятельности мальчики напрочь потеряли инициативу в те моменты, когда девочкам была нужна физическая сила. В свою очередь девочки не стали помогать мальчикам в делах, в которых необходима аккуратность и тщательность.

Многие родители имеют минимальный набор знаний относительно того, как надо воспитывать своих детей. Они руководствуются принципом «как меня воспитывали, так и я буду это делать».

Все это привело к необходимости создания специальных уроков, на которых дети бы получали нужные знания в условиях гендерной социализации. Такое образование необходимо начинать еще с дошкольного возраста, именно в тот момент, когда ребенок научается различать пол. Сложность подобной работы состоит в том, что большинство педагогов имеют недостаток знаний в области физиологических функций и мыслительных процессов мальчиков и девочек. Это вызвано тем, что изучение гендерной психологии не входит в программу подготовки педагогов, поэтому при взаимодействии с мальчиками женщины-воспитатели испытывают ряд трудностей.


Рекомендации воспитателям

В обучении девочек следует учитывать, что они более нуждаются в стимулах, которые основаны на слуховом восприятии. А для мальчиков характернее использовать методы обучения, которые основаны на зрительном восприятии. На занятиях по изобразительному искусству важно дать шанс девочкам и мальчикам выражаться, говорить о том, что для них интересно и наиболее эмоционально значимо.

Следует также помнить, что кисть руки мальчика отстает на полтора года в развитии. Девочки очень чутко реагируют на форму оценки, на интонацию с которой была она выставлена, а также на то, сколько других людей слышали данную оценку. Для них крайне важно, чтобы ими восхищались в присутствии родителей или других детей.
Мальчики чутко реагируют на результат своей деятельности. Им важно добиться успеха в чем-то конкретном: научиться чистить зубы, собирать конструктор или уметь зашнуровывать шнурки. С каждым подобным приобретенным навыком мальчик испытывает все больше чувства гордости и стремится к новым успехам.

Никогда не стоит противопоставлять детей! Например, плохие мальчики и хорошие девочки – этого делать нельзя.

Каждый воспитатель должен знать подобные различия в психологии мальчиков и девочек дошкольного возраста и соответствовать им на очевидных и неочевидных уровнях.